12:11 

Способности

Способности - индивидуально-типологические особенности, имеющие отношение к темпу и легкости усвоения знаний. Приобретаются прижизненно.
Особенности способностей:
1) проявляются рано в онтогенезе;
2) развиваются в деятельности и поддерживаются ею;
3) способности затухают вне деятельности;
4) способности не тождественны знаниям и умениям.
По А. Н. Ананьеву способностям присущ механизм социального наследования, т. е. в обществе имеется духовная и предметная культура. В ходе ее освоения человек развивает способности и, в свою очередь, создает новые объекты культуры (литературные произведения, научные концепции), в которых воплощаются его способности. При этом человек проявляет активность.
Биологической основой способностей являются задатки (врожденные, генетически обусловленные предпосылки развития способностей). Они определяют верхние границы развития способностей.
Условия развития способностей (по Леонтьеву):
а) наличие социальной среды; предметная и материальная культура;
б) наличие взрослых людей, т. е. "посредников", способных передать знания последующим поколениям;
в) отсутствие у ребенка жестких, врожденных программ поведения по аналогии с животными;
г) деятельность и максимально ранее включение ребенка в деятельность.
Т. о., по Леонтьеву, развитие способностей - управляемый процесс, и каждый человек может рассчитывать на индивидуальные достижения определенного уровня в определенной деятельности.
Виды способностей:
1. Общие обеспечивают успех в самых различных видах деятельности (точность ручных движений, хорошая память);
2. Специальные обеспечиваются успех в специфических видах деятельности (музыкальные, математические, лингвистические, спортивные способности);
3. Учебные - успешность обучения и воспитания, усвоения нового знания.
4. Творческие - создание предметов материальной и духовной культуры, производство идей, открытий, изобретений, т. е. индивидуальное творчество в различных областях деятельности.
5. Способности к общению, взаимодействию с людьми - способности межличностного восприятия и оценивания других людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать к себе и оказывать влияние.

Структура способностей



Лектор: Набатникова Л. П.

@темы: разделы психологии: общая психология

URL
   

Материалы по психологии

главная