12:01 

Детерминация возрастного психического развития, как соотношения...

Факторы :
- природные задатки как условия и предпосылки психического развития;
- соц. среда как условие и потенциальный источник развития, сотрудничество с другими людьми как ближайший источник развития;
- противоречие между образом жизни и возможностями ребенка, между новыми потребностями и старыми возможностями их удовлетворения;
- собственная деятельность ребенка по овладению действительностью.
Также все факторы развития можно разделить на внешние (социальная среда, виды взаимодействия) и внутренние (природные задатки, активное включение в различные виды деятельности, саморазвитие).

I. Природные задатки:
1. Наличие человеческого мозга.
2. Заложенные природой психические заболевания (эпилепсия, болезни внутриутробного развития, связанные с родовой травмой).
3. Болезни первых месяцев жизни, влияющие на дальнейшее психическое развитие.
4. Генетически заложенные задатки, определяющие развитие тех или иных способностей.
Природные задатки выполняют роль предпосылок психического развития, т. е. того, без чего психическое развитие не может начаться. Проявляясь в определенных условиях в дальнейшем, они начинают играть роль условий психического развития, от кот. зависит скорость овладения ребенком деятельности, а также особенности протекания психических процессов.
II. Под социальной средой может пониматься общая социокультурная ситуация, в кот. появился на свет и растет человек.
Л. С. Выготский: ближайший источник развития — сотрудничество ребенка с другими людьми.За рубежом известны исследования влияния социального статуса родителей на интеллектуальное развитие их детей. Исследуются усыновленные дети.
III. Можно сказать, что на определенном этапе психического развитие индивида становится саморазвитием.
Н. Н. Поддъяков: центральное внутреннее противоречие развития психики между устойчивостью психических образований и их изменчивостью.
Благодаря противоречиям и динамичной структуре психики детей обеспечивается быстрота развития и создается основа для освоения детьми большого, постоянно усложняющегося содержания. Можно выделить причинную детерминацию, целевую детерминацию, близкую к саморазвитию.
IV. Классификация деятельности ребенка С. Скар и К. Маккартлин:
а) пассивное взаимодействие — родители передают, а дети перенимают гены и условия среды, кот. помогают им развить определенные способности.
б) стимулирующее взаимодействие — ребенок своими генетически обусловленными действиями вызывает ответную реакцию со стороны родителей и окружающих.
в) активное взаимодействие — в этом случае ребенок стремится стать частью какой-л. конкретной среды, отвечающей его темпераменту, способностям или наклонностям.
Собственная активность ребенка зависит от влияния социальной среды, а позже и от внутренних условий.

Лектор: Львова С. В.

@темы: разделы психологии: возрастная психология, психическое развитие

URL
   

Материалы по психологии

главная