• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: psychology (список заголовков)
18:29 

Теория С. Л. Рубинштейна об эмоциях

С. Л. Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня.
Первый - это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Он связан с физическими чувствованиями удовольствия - неудовольствия, которые обусловлены органическими потребностями. Они могут быть, по Рубинштейну, как специализированными, местного характера, отражая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельное ощущение, так и более общего, разлитого характера, отражая более или менее общее самочувствие человека, не связанное в сознании с конкретным предметом (беспредметные тоска, тревога или радость).
читать дальше

"Эмоции и чувства"

@темы: эмоции, разделы психологии: общая психология, С. Л. Рубинштейн

19:18 

Биографический очерк



Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud) родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия (на территории современной Чехии). Он был самым старшим из семерых детей в своей семье, хотя у его отца, торговца шерстью, было двое сыновей от предыдущего брака, и он был уже дедушкой к моменту рождения Зигмунда. Когда Фрейду было четыре года, его семья в связи с финансовыми затруднениями перебралась в Вену. Фрейд постоянно жил в Вене, а в 1938 году, за год до смерти, он эмигрировал в Англию.
С самых первых классов Фрейд блестяще учился. Несмотря на ограниченные финансовые возможности, заставлявшие всю семью ютиться в тесной квартирке, у Фрейда была своя собственная комната и даже лампа с масляным фитилем, которой он пользовался во время занятий. Остальные члены семьи довольствовались свечами. Подобно другим молодым людям того времени, он получил классическое образование: изучал греческий и латынь, читал великих классических поэтов, драматургов и философов — Шекспира, Канта, Гегеля, Шопенгауэра и Ницше. Его любовь к чтению была так сильна, что долги в книжной лавке стремительно росли, а это не вызывало сочувствия у его отца, стесненного в средствах (Puner, 1947, р. 47). Фрейд великолепно владел немецким языком и одно время получал призы за свои литературные победы. Он также бегло говорил на французском, английском, испанском и итальянском языках.
читать дальше

Ларри Хьел, Дэниел Зиглер "Теории личности"

@темы: З. Фрейд, психология в лицах

18:59 

Ле Бон и его характеристика массовой души

Думается, что более целесообразно начинать не с определения, а с указания на известную область явлений, а затем уже выделить из этой области несколько особенно явных и характерных фактов, с которых может начаться исследование. Чтобы выполнить эти условия, мы обращаемся к выдержкам из книги Ле Бона "Психология масс", по праву получившей широкую известность.
читать дальше

З. Фрейд "Психология масс и анализ человеческого Я"

@темы: разделы психологии: общая психология, психоанализ, З. Фрейд

11:53 

Бьет – значит любит? О причинах жестокого обращения с детьми

В наше время случаи жесткого обращения с детьми в семье то и дело освещаются в средствах массовой информации. Занимая гуманистическую позицию, заявляя о правах детей, мы обычно с праведным негодованием относимся к людям, способным поднять руку на ребенка. Однако насилие не обязательно может быть физическим. Можно унизить ребенка морально, психически, посредством оскорблений или эмоционально холодного, пренебрегающего отношения. Такие случаи более часты и в то же время менее очевидны, чем синяки и ссадины на теле. Только вот раны при таком насилии все равно возникают, но не на теле, а в душе. Мы восклицаем: что же это за родители такие, да как они могут? Но часто ли мы задаемся вопросом, что заставило их так относиться к своему ребенку?
Объяснения «сильного»

Формально поводом для оскорблений или даже акта насилия может быть любой проступок ребенка: от самых мелких, вроде невыполненного домашнего задания, до более значительных, например случая кражи в школе. Часто наказание объективно не соответствует тому поводу, по которому оно применяется к ребенку. Со стороны это выглядит так, будто эти очень рациональные и «правильные» объяснения просто придумываются, чтобы «морально» оправдать унижение или избиение ребенка.
читать дальше

Олег Калина, клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета, автор более 25 научных и научно-популярных публикаций в области психологии развития и семейной психологии
Татьяна Панкова, школьный психолог, практикующий психотерапевт

@темы: насилие, родители/дети

11:40 

Эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К этой форме насилия относятся:
1.угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;
2. лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;
3. предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
4. однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
5. преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
6. вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием.
читать дальше


@темы: насилие, родители/дети

11:56 

Соотношение мышления и речи в теории Выготского

Знак - материальный, отражаемый феном, познаваемый, как заменитель (символ) явления (феномена). Используется для приема, хранения и преобразования информации об основном феномене.
Начало развития мысли и слова - предыстория мышления и речи. В этот момент не обнаруживается определенных отношений между генетическими корнями мысли и слова. Т. о. отношения между мыслью и словом не являются изначально данной величиной (взаимосвязью). Эти отношения возникают и складываются в процессе исторического развития исторического сознания.
читать дальше

Лектор: Набатникова Л. П.

@темы: мышление, разделы психологии: общая психология, речь

11:13 

Речь

С возникновением речи появляются новые формы закрепления и передачи опыта. Индивидуальный опыт каждого человека, закрепленный в письменной речи, может стать предметом осознавания других людей, т. е. опыт не исчезает с уходом из жизни человека. Исторические события, закрепленные в письменной речи, образуют связь между различными историческими периодами, таким образом единое историческое пространство.
В письменной речи — обобщение общечеловеческого и индивидуального опыта.
Речь — средство общения, управления поведением других людей и собственным. Внутренняя речь — средство мышления.
Язык — глобальная система знаков, существующая объективно. Дан человеку, как задача, которую следует усвоить.
Речь — индивидуальное использование языка, она наполнена субъективны смыслами и значимостями. В речи отражаются психологические особенности конкретного человека, особенности возрастной группы или социального слоя, а так же профессиональные особенности. По речевым особенностям можно идентифицировать личность.
Связующее звено между языком и речью — значение слова.
Слова-понятия — неотъемлемая часть речи, структурный компонент. В понятии отражена сущность сходных предметов или явлений. Зная понятие, человек может отнести неизвестный ему предмет к определенному классу.

Лектор: Набатникова Л. П.

@темы: разделы психологии: общая психология, речь

10:49 

Операционная теория Ж. Пиаже

Операция - внутреннее действие, продукт преобразования внешнего предметного действия, скоординирования с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость.
Стадии онтогенеза мышления:
1. Сенсорно-моторный интеллект (0-2 г.) - развитие способности воспринимать и познавать окружающие предметы в их устойчивых свойствах.
2. Операциональное мышление (2-7 л.) - формирование речи, наглядного представления, активная интериоризация внешних действий с предметами.
3. Конкретные операции с предметами (7-12 л.) - умственные операции становятся обратимыми: для каждой операции существует симметричная и противоположная операция.
4. Формальные операции (12-14(15) л.) - выполнение операций в уме, использование понятий и логических рассуждений.

Лектор: Набатникова Л. П.

@темы: мышление, разделы психологии: общая психология

10:39 

Эмоции

Эмоции – переживания, возникающие у человека в связи с общим состоянием организма и процессом удовлетворения актуальных потребностей.
Эмоция оценивает ситуацию и вносит вклад в психологическое разрешение этой ситуации (позиция Василюка).
Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Функции эмоций:
1) Коммуникативная и экспрессивная функция – обеспечение лучшего понимания.
2) Оценочная функция – эмоции сигнализируют о возможном результате события. Человек оценивает степень полезности или вредности события.
3) Регулирующая – на основе эмоциональных оценок человек выбирает способы поведения.
4) Мобилизующая – эмоции повышают тонус организма и положительно влияют на результаты деятельности.
Физиологическая основа эмоций:
Эмоции возникают в результате взаимодействия подкорковых центров и коры. В подкорковых узлах расположены структуры нервной системы. Они обеспечивают связь внутренних компонентов эмоций и их периферические проявления. В гипоталамусе локализованы центры удовольствия и неудовольствия, которые сформированы в процессе филогенеза, обеспечивают возникновение эмоций на уровне врожденных механизмов.
У человека развиваются высшие эмоции, регулируемые на уровне коры больших полушарий. Значимость внешних воздействий анализируется корой, что обеспечивает адекватность эмоциональных проявлений.
У человека эмоции проявляются и формируются в условиях социализации и воспитания. Растительные и лекарственные препараты могут оказывать возбуждающее или успокаивающее действие на нервные центры, отвечающие за проявление эмоций.

Лектор: Набатникова Л. П.

@темы: разделы психологии: общая психология, эмоции

17:38 

Патопсихология как раздел клинической психологии

Предмет патологической психологии: «...изучение ненормальных проявлений психической сферы, поскольку они освещают задачи психологии нормальных лиц»
Основными принципами патопсихологического исследования в школе В. М. Бехтерева были:
- качественный анализ расстройства психики,
- использование комплекса методик,
- личностный подход,
- соотнесение результатов исследования с данными здоровых лиц,
- наблюдение за испытуемым по ходу эксперимента,
- учет особенностей поведения больного вне экспериментальной ситуации,
- сочетание различных экспериментальных методик для исследования одних и тех же патологических явлений.
Возникла на стыке психологии и психиатрии в конце ХIХ века.
Патопсихология – наука о закономерностях нарушений структуры психических процессов и свойств личности при разных патологических состояниях и аномалиях развития.
Санкт-Петербургская школа: В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев, М.М.Кабанов, Б.Д.Карвасарский и др.
Московская школа: С.С.Корсаков, Л.С.Выготский, Б.В.Зейгарник, С.Я.Рубинштейн, Ю.Ф.Поляков, Б.С.Братусь и др.

Лектор: Рощина И. Ф.

@темы: разделы психологии: клиническая психология, патопсихология

17:35 

О клинической психологии

Клиническая психология – область психологической науки, в рамках которой изучаются особенности психических процессов, свойств и состояний, определяющие возникновение, течение и преодоление недугов и влияющие на повышение адаптационных возможностей организма, гармонизацию его психического развития в связи с предупреждением заболеваний и укреплением здоровья.
Другие определения:
читать дальше

Лектор: Рощина И. Ф.

@темы: разделы психологии: клиническая психология

17:30 

Различия в психике человека и животных

1) Животные приспосабливаются к окружающей среде, человек ее изменяет.
2) Человек создает предметы и орудия труда, посредством которых воздействует на действительность. Предметный мир человека богат.
3) Человек имеет знаковые системы, которые опосредуют его деятельность и взаимодействие. Язык животных лишен предметности и опосредованной функции.
4) Передача опыта качественно различна. У животных опыт передается генетически, у человека – через знаковую систему.
5) Жизнедеятельность характерна для животных, деятельность – для человека. Деятельность человека социально обусловлена. Труд, как специфическая деятельность по созданию материальной и духовной культуры, характерен только для человека.

@темы: психика, разделы психологии: общая психология

17:29 

Критерии психического

Психическое отражение связано с появлением нервных клеток, т. е. способностью реагировать на биологически значимые воздействия.
Объективный критерий психики – способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые являются сигналами биологически значимых объектов.
Адаптивное значение психики: закрепляется все то, что биологически полезно.
Способы приспособления живых организмов:
1) Путем изменения строения, функционирования органов (общий для растений и животных);
2) Путем изменения поведения без изменения организации.

@темы: психика, разделы психологии: общая психология

11:55 

Свойства внимания

1. Устойчивость - способность сохранять внимание на объекте.
Причины устойчивости:
читать дальше

Лектор: Набатникова Л. П.

@темы: внимание, разделы психологии: общая психология

11:38 


Приветствую вас в этом сообществе. Я рада, что вы им заинтересовались. Добро пожаловать, господа=)

@темы: приветственное

11:35 

Мышление

Мышление - особый вид познавательной деятельности, прижизненная способность к решению задач и целесообразному преобразованию действительности.
А. Н. Леонтьев подчеркивал произвольный характер высших форм человеческого мышления, их развития под влиянием опыта и культуры. Мышление не существует вне общества, отдельный человек становится субъектом мышления, если овладевает языком, понятиями и логикой. Мышление связано с поиском нового, оно отличается от чувственных процессов познания тем, что отражение происходит на уровне закономерностей и явлений, которые в чувственном познании не даны. Мышление всегда связано с проблемной ситуацией, оно активизируется, если субъект испытывает трудность, которая не может быть разрешена с опорой на прежний опыт, когда в памяти нет ответа на поставленный вопрос.
читать дальше

Лектор: Набатникова Л. П.

@темы: разделы психологии: общая психология, мышление

20:05 

Воображение

Воображение - отражение действий в образах.
Продукты воображения индивидуальны, а само воображение присуще только человеку. Человечество не существует без воображения, так как культура и наука - результат воображения.
Воображение выводит человека за пределы сиюминутного существования и представляет будущее в мечтах и фантазиях. Воображение позволяет человеку ориентироваться в ситуации без непосредственного вмешательства практической деятельности. Оно помогает человеку, когда практическое действие невозможно, а также замещает "белые пятна", когда недостает информации от мышления.
Воображение отличается от восприятия тем, что образы восприятия всегда реальны, а образы воображения содержат элемент вымысла.
читать дальше

Лектор: Набатникова Л. П.

@темы: разделы психологии: общая психология

19:32 

Внимание

Внимание (Добрынин) - направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте.
Виды внимания:
1) непроизвольное (спонтанное, зависит от внешней среды и актуальных потребностей человека);
2) произвольное - прижизненное образование (формируется в деятельности и сопровождается волевыми усилиями);
3) послепроизвольное (сохранение целенаправленности при отсутствии волевых усилий).
Все виды внимания переходят одно в другое (непроизвольное-произвольное-послепроизвольное).
читать дальше

Лектор: Набатникова Л. П.

@темы: внимание, разделы психологии: общая психология

18:58 

Восприятие

Восприятие - отражение окружающей действительности в образах. Восприятие в отличие от ощущений складывается в жизненном опыте. Восприятием наделены человек и высшие животные. Ощущения находятся изначально в нас самих, а воспринимаемые образы возникают в результате объединения комплекса различных ощущений. Образ восприятия возникает на основе активности, направленной на исследование предмета.
Виды восприятия (по анализаторам):
1. зрительное;
2. слуховое;
3. осязательное.
читать дальше

Набатникова Л. П.

@темы: разделы психологии: общая психология, восприятие

12:53 

Ощущения (конспект по Гиппенрейтер)

Ощущение (по Вундту) - простейшие элементы сознания.
Каждое ощущение обладает рядом свойств или атрибутов:
1. качество;
2. интенсивность;
3. протяженность (длительность);
4. пространственная протяженность (не для всех).
читать дальше

Гиппенрейтер "введение в общую психологию"

@темы: ощущение, разделы психологии: общая психология

Материалы по психологии

главная