• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: psychology (список заголовков)
22:30 

Виды гипотез

Гипотеза — высказывание, истинность или ложность которого заранее неизвестны, но может быть установлена опытным путем; направляет построение любого исследования.
Каузальная гипотеза — предположение о существовании причинно-следственной связи между явлениями.
Общие гипотезы отражают основное содержание исследования, которое выводится из общих знаний и теорий и служит в качестве руководства для более глубоких размышлений.
Гипотеза исследования — конкретизация общих для данного исследования гипотез.
Статистическая гипотеза — необходимый компонент проверки психологических гипотез.

@темы: разделы психологии: экспериментальная психология

22:22 

Исследование объема восприятия

Объем восприятия (ОВ) - число объектов, которые могут быть восприняты одномоментно при кратковременном их предъявлении.
В эксперименте по измерению ОВ обычно используется в качестве стимулов различные объекты: точки, цифры, буквы, слова и др. Испытуемому на короткое время предъявляется различное число стимулов, и методом постоянных раздражений определяется число правильно опознанных. Время предъявления менее 200мс, что обеспечивает одномометность восприятия.
При измерении ОВ варьируются интенсивность стимула, длительность предъявления, тип объектов, возраст испытуемых и др.

@темы: восприятие, разделы психологии: экспериментальная психология

22:11 

Методы измерения абсолют. порога чувствительности

Методы предложены Фехнером. Выбор того или иного метода чаще зависит от двух практических и технических соображений:
1) характер континиума стимулов, т. е. могут ли стимулы изменяться непрерывно или же они могут быть предъявлены только в дискретном виде;
2) характер организации стимуляции.
Виды:
а) метод границ (чувствует/не чувствует);
б) метод установки (равны 2 стимула или нет);
в) метод постоянных раздражителей (сравнение стимулов со стандартом).

Источник: Б. М. Абушкин "Экспериментальная психология" (конспект)

@темы: разделы психологии: экспериментальная психология

21:59 

Классификация методов по Б. Г. Ананьеву

1) организационные методы: комплексный, лонгитьюдный, сравнительный;
2) эмпирические методы: наблюдение (самонаблюдение), эксперимент, психодиагностика, праксиметрия, моделирование, биографический метод;
3) приемы обработки эмпирических данных: количественный и качественный анализ;
4) интерпретация: генетический, структурный.

@темы: разделы психологии: экспериментальная психология

14:23 

Понятие метода и методики, методы экспериментальной психологии

Метод - совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике.
Методика - совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.
Исторически ранние методы эмпирического исследования в психологии представлены такими способами познавательного отношения, как интроспекция, эсктероспекция, понимание.
Интроспекция - субъективный метод, истолкование исследователем психической жизни других людей с точки зрения тех сведений, которые он получил от самого человека.
Экстероспекция - наблюдение за другим человеком или группой людей.
Понимание (эмпатия) - непосредственное восприятие чужой души, рефлексия результатов и способов их получения.
К концу XIX века доминирующим методом исследования становится эксперимент, а не наблюдение. Становление эксперимента связано с открытием в Лейбциге В. Вундтом в 1879г. лаборатории, а затем и Института психологии.
Отличие наблюдения от эксперимента:
1) в эксперименте работа планируется исследователем в соответствии с каузальной гипотезой, при наблюдении - описательная гипотеза.
2) при наблюдении пассивный способ исследовательского отношения, при эксперимента - активный.
Смысл экспериментальной процедуры связан не просто с наличием общего контроля за ситуацией и искуственным созданием каких-либо условий исследования. Существует черта эксперимента - строгое выделение одного исследовательского фактора или его вариаций и регистрация тех изменений, которые связаны с действием этого фактора.
Чаще всего в эксперименте имеют дело с двумя группами: экспериментальной (в которой изучаемый фактор) и контрольной (где нет этого фактора). Эти группы одинаковы по составу и условиям эксперимента, отличаются только по наличию/отсутствию фактора. Регистрируемые различия относят на счет исследуемого фактора.

@темы: методы, разделы психологии: экспериментальная психология

13:08 

Психопатии

Возбудимая психопатия
Ведущие признаки - раздражительность, возбудимость, взрывчатость, злобность, злопамятность, склонность к колебаниям настроения с преобладанием угрюмо-злобного фона. Часто это недовольные всем люди, постоянно ищущие повод придраться.
Колебания настроения часты: от радостного возбуждения до угрюмой печальности. Эмоциональные взрывы не соответствуют причине, их вызвавшей, поэтому каждая мелкая неприятность может вызывать неудержимый гнев при каждом сигнале. Нетерпимы к чужому мнению, не выносят противоречий, с годами приобретают высокое мнение о себе, а своей внешности, умственных способностях. Они становятся сварливыми спорщиками, в споре не пользуются аргументами, а стараются перекричать собеседника. Они жадные, мелочные, эгоистичные.
Окончательное формирование: 24-25 л.

читать дальше

Лектор: Арзуманов Ю. Л.

@темы: разделы психологии: клиническая психология

12:26 

Лентьев Алексей Николаевич



Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор.
Разрабатывал совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики, проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др.
Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности — новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание).

Источник: биография

@темы: психология в лицах

12:14 


Приветствую вас в этом сообществе.
Я рада, что вы им заинтересовались.
Добро пожаловать, господа=)

@темы: приветственное

12:11 

Способности

Способности - индивидуально-типологические особенности, имеющие отношение к темпу и легкости усвоения знаний. Приобретаются прижизненно.
Особенности способностей:
1) проявляются рано в онтогенезе;
2) развиваются в деятельности и поддерживаются ею;
3) способности затухают вне деятельности;
4) способности не тождественны знаниям и умениям.
По А. Н. Ананьеву способностям присущ механизм социального наследования, т. е. в обществе имеется духовная и предметная культура. В ходе ее освоения человек развивает способности и, в свою очередь, создает новые объекты культуры (литературные произведения, научные концепции), в которых воплощаются его способности. При этом человек проявляет активность.
Биологической основой способностей являются задатки (врожденные, генетически обусловленные предпосылки развития способностей). Они определяют верхние границы развития способностей.
Условия развития способностей (по Леонтьеву):
а) наличие социальной среды; предметная и материальная культура;
б) наличие взрослых людей, т. е. "посредников", способных передать знания последующим поколениям;
в) отсутствие у ребенка жестких, врожденных программ поведения по аналогии с животными;
г) деятельность и максимально ранее включение ребенка в деятельность.
Т. о., по Леонтьеву, развитие способностей - управляемый процесс, и каждый человек может рассчитывать на индивидуальные достижения определенного уровня в определенной деятельности.
Виды способностей:
1. Общие обеспечивают успех в самых различных видах деятельности (точность ручных движений, хорошая память);
2. Специальные обеспечиваются успех в специфических видах деятельности (музыкальные, математические, лингвистические, спортивные способности);
3. Учебные - успешность обучения и воспитания, усвоения нового знания.
4. Творческие - создание предметов материальной и духовной культуры, производство идей, открытий, изобретений, т. е. индивидуальное творчество в различных областях деятельности.
5. Способности к общению, взаимодействию с людьми - способности межличностного восприятия и оценивания других людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать к себе и оказывать влияние.

Структура способностей



Лектор: Набатникова Л. П.

@темы: разделы психологии: общая психология

11:06 

Тенденции в психическом развитии

Анализируя развитие потребностей психических процессов и различных видов деятельности детей дошкольного возраста, Поддъяков пришел к выводу, что психическое развитие осуществляется от глобальности, неопределенности и подвижности психологических структур к их дифференциации, стабилизации и устойчивости. Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе развития — потребность в новом впечатлении и новых знаниях у дошкольников. Это, в свою очередь, ведет к нарушению упорядоченности какой-то части психических образований.
Тенденции:
1) непрерывное преодоление глобальности и неопределенности психических преобразований, их дифференциации и устойчивости;
2) непрерывное возникновение и развитие новых, качественно более сложных, глобальных психических процессов.
Чем выше уровень устойчивости определенности, тем больше актуализируется противоположная потребность, т. е. потребность в нарушении целостности.

Лектор: Львова С. В.

@темы: разделы психологии: возрастная психология, психическое развитие

10:44 

Януш Корчак



22.07.1878 г. родился известный педагог, писатель и врач Януш Корчак.
В 1911 создал в Варшаве "Дом сирот" нового типа на средства богатых филантропов, организовал также интернат "Наш дом"; читал лекции на Высших педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников. Печататься начал в 1898. Повести "Дети улицы" (1901), "Моськи, Иоськи и Срули" (1910), "Король Матиуш I" (1923), пьеса "Сенат безумцев" (1931), беседы, статьи 1900—39, дневник 1942 и др.
Педагогическая деятельность К. основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления. В годы оккупации Польши фашисткой Германией Корчак героически боролся за жизнь детей в варшавском гетто; погиб в газовых камерах Треблинки вместе с 200 своими воспитанниками.
источник: биография

@темы: психология в лицах

12:26 

Мудров Матвей Яковлевич



20.07.1831 г. умер известный врач, ординаторный профессор патологии и терапии Московского университета Мудров Матвей Яковлевич.
Он организовал клинический институт. Впервые в России ввёл методику научного опроса больного и составление истории болезни, разработал схему клинического исследования пациентов. Указывал, что лечить следует не болезнь, а больного (пропагандировал индивидуализацию терапии). Подчёркивал, что основная задача врача - распознавание и определение причин заболевания, проведение комплексных лечебно-профилактических мероприятий.


@темы: психология в лицах

12:01 

Детерминация возрастного психического развития, как соотношения...

Факторы :
- природные задатки как условия и предпосылки психического развития;
- соц. среда как условие и потенциальный источник развития, сотрудничество с другими людьми как ближайший источник развития;
- противоречие между образом жизни и возможностями ребенка, между новыми потребностями и старыми возможностями их удовлетворения;
- собственная деятельность ребенка по овладению действительностью.
Также все факторы развития можно разделить на внешние (социальная среда, виды взаимодействия) и внутренние (природные задатки, активное включение в различные виды деятельности, саморазвитие).

I. Природные задатки:
1. Наличие человеческого мозга.
2. Заложенные природой психические заболевания (эпилепсия, болезни внутриутробного развития, связанные с родовой травмой).
3. Болезни первых месяцев жизни, влияющие на дальнейшее психическое развитие.
4. Генетически заложенные задатки, определяющие развитие тех или иных способностей.
Природные задатки выполняют роль предпосылок психического развития, т. е. того, без чего психическое развитие не может начаться. Проявляясь в определенных условиях в дальнейшем, они начинают играть роль условий психического развития, от кот. зависит скорость овладения ребенком деятельности, а также особенности протекания психических процессов.
II. Под социальной средой может пониматься общая социокультурная ситуация, в кот. появился на свет и растет человек.
Л. С. Выготский: ближайший источник развития — сотрудничество ребенка с другими людьми.За рубежом известны исследования влияния социального статуса родителей на интеллектуальное развитие их детей. Исследуются усыновленные дети.
III. Можно сказать, что на определенном этапе психического развитие индивида становится саморазвитием.
Н. Н. Поддъяков: центральное внутреннее противоречие развития психики между устойчивостью психических образований и их изменчивостью.
Благодаря противоречиям и динамичной структуре психики детей обеспечивается быстрота развития и создается основа для освоения детьми большого, постоянно усложняющегося содержания. Можно выделить причинную детерминацию, целевую детерминацию, близкую к саморазвитию.
IV. Классификация деятельности ребенка С. Скар и К. Маккартлин:
а) пассивное взаимодействие — родители передают, а дети перенимают гены и условия среды, кот. помогают им развить определенные способности.
б) стимулирующее взаимодействие — ребенок своими генетически обусловленными действиями вызывает ответную реакцию со стороны родителей и окружающих.
в) активное взаимодействие — в этом случае ребенок стремится стать частью какой-л. конкретной среды, отвечающей его темпераменту, способностям или наклонностям.
Собственная активность ребенка зависит от влияния социальной среды, а позже и от внутренних условий.

Лектор: Львова С. В.

@темы: разделы психологии: возрастная психология, психическое развитие

11:17 

Закономерности психического развития

Основные закономерности психического развития — это те из них, которые приложимы к анализу любого конкретного психического явления, обусловленного возрастом.
Общие закономерности для всех возрастов:
1) детерминация возрастного психического развития как соотношения предпосылок, условий, источников и движущих сил; подробнее
2) тенденции в развитии от глобальности, неопределенности и подвижности психол. структур к их дифференциации, стабилизации и устойчивости; подробнее
3) качественное своеобразие, неповторимость и мобильность границ возрастов;
4) сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития;
5) неравномерность темпа и отдельных сторон психического развития;
6) роль деятельности в психическом развитии, в том числе, ведущей.

Лектор: Львова С. В.

@темы: разделы психологии: возрастная психология, психическое развитие

23:09 

Вклад Декарта в психологию

Особое место в истории психологии принадлежит среди них Р. Декарту, идеи которого оказали особенно большое влияние на её дальнейшие судьбы. От Декарта ведут своё начало важнейшие тенденции, раскрывающиеся в дальнейшем развитии психологии. Декарт вводит одновременно два понятия: понятие рефлекса — с одной стороны, современное интроспективное понятие сознания — с другой. Каждое из этих понятий отражает одну из вступающих затем в антагонизм тенденций, которые сочетаются в системе Декарта.
Один из основоположников механистического естествознания, объясняющий всю природу движением протяжённых тел под воздействием внешнего механического толчка, Декарт стремится распространить этот же механистический идеал на объяснение жизни организма. В этих целях он вводит в науку понятие рефлекса, которому суждено было сыграть такую большую роль в современной физиологии нервной деятельности. Исходя из этих же тенденций, подходит Декарт к изучению аффектов — явлений, которые он считает непосредственно связанными с телесными воздействиями. Так же как затем Б. Спиноза, который с несколько иных философских позиций тоже подошёл к этой излюбленной философско-психологической проблеме XVII в., посвятив ей значительную часть своей «Этики», Декарт стремится подойти к изучению страстей, отбрасывая религиозно-моральные представления и предрассудки, — так, как подходят к изучению материальных природных явлений или геометрических тел. Этим Декарт закладывает основы механистического натуралистического направления в психологии.
читать дальше

Л. С. Рубинштейн "Основы общей психологии"

@темы: разделы психологии: история психологии

23:05 

Психология в эпоху Возрождения

Начавшееся в XIII в. развитие ремёсл и торговли приводит в XIV—XV вв., главным образом в некоторых городах по Средиземному морю, к зарождению первых зачатков капиталистического производства и разложению феодализма. Эти сдвиги в производственных отношениях вызывают бурный расцвет культуры, искусства и науки. Мрачному аскетизму и религиозной созерцательности, проповедывавшимся христианской церковью, противопоставляется в эту эпоху, получившую недаром название эпохи гуманизма, — культ активного жизнерадостного человека.
В эпоху гуманизма в связи с возросшим интересом к человеку нашедшим себе отражение в большом количестве относящихся к этому времени мемуаров, биографий, жизнеописаний, привлекает к себе внимание вопрос об особенностях личности и влиянии на неё природных и других условий. Интерес к этим проблемам конкретной психологии выражается в целом ряде трактатов, начиная с работы известного гуманиста Людвига Вивеса («De anima et vita», 1538) и кончая более поздними работами, посвящёнными познанию людей и проблеме характеров (как-то: трактат Ла Шамбра «L’Art de connaître les hommes», 1648, и Лабрюера «Les Charactères de Theophraste», 1688).
В XVI в. впервые появляется и сам термин «психология» для обозначения нашей науки: в 1590 г. Гоклениус публикует первую работу под этим заглавием, а в 1594 г. его ученик Гасман — вторую.

Л. С. Рубинштейн "Основы общей психологии"

@темы: разделы психологии: история психологии

23:01 

Психология во времена Средневековья

В средние века, в эпоху феодализма, церковь, идеологический оплот феодального общества, превратила науку в служанку богословия, стремясь подчинить знание вере. В философии, для господствующей школьной (схоластической) философии, по вопросам психологии, так же как и по всем вопросам науки, главным авторитетом признаётся Аристотель. В его учении при этом односторонне подчёркиваются лишь идеалистические его стороны (учение о разуме), и всё оно приспособляется к установкам христианского богословия. Наряду с традициями таким образом переработанного Аристотеля, отражающимися в рационалистическом идеализме схоластики (Фома Аквинский), сохраняются и традиции неоплатонизма, своеобразно преломляющиеся у мистиков и в окрашенном мистицизмом идеализме Августина. Однако и в эпоху средневековья борьба материализма и идеализма не прекращается. Материалистические тенденции сказываются в этот период, предшествующий эпохе Возрождения, главным образом у арабских учёных (Авиценна в XI в., Аверроес в XII в., Алгаценна в XIII в.), разрабатывающих психофизиологию ощущений и эмпирические закономерности течения представлений.
Материалистические тенденции просачиваются временами даже и в схоластическую философию. Так, британский схоластик Дунс Скотт ставил уже вопрос: «не способна ли материя мыслить?» К этому приводило развитие научной мысли в связи с развитием производительных сил.

Л. С. Рубинштейн "Основы общей психологии"

@темы: разделы психологии: история психологии

22:59 

Психология в Древней Греции

Согласно очень распространённому представлению, господствующему в традиционной схеме истории психологии, первые психологические воззрения возникают как плод оторванных от практики «метафизических» умозрений, связанных с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древних греческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением древними натурфилософами и врачами реальных знаний, и развиваются они в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с её мифологическими представлениями о мире вообще и о душе в частности.
Древнегреческие милетские натурфилософы VII в. до н. э., противопоставляя религиозным воззрениям своё стихийно-материалистическое, естественное объяснение мира, выдвигают представление о мире как едином целом, и это единство мира выступает у них в форме единой мировой материи. Материя у них является ещё не дифференцированным единством материального и духовного. Душа включается или, точнее, не выделяется ими из всеобщего единства материального мира. В этом первичном, стихийно-материалистическом представлении милетских натурфилософов об единстве мира жизнь и психика и даже живое и неживое ещё не расчленены. Их наивное мышление не различает различных качественных сторон и ступеней бытия. Мысль ионических натурфилософов сосредоточена на внешней природе: они «физики», занятые решением тех вопросов — измерения тел, астрономических наблюдений, которые представляют практический интерес для ионической промышленности.
читать дальше

Л. С. Рубинштейн "Основы общей психологии"

@темы: разделы психологии: история психологии

22:50 

Причины внимания

Каковы же причины внимания? Почему одни предметы оказываются в привилегированном положении по сравнению с другими и воспринимаются нами в условиях, специально приспособленных для наилучшего их восприятия? Мы видели выше, что истинными двигателями нашего поведения являются коренящиеся в глубине нашей природы инстинкты. Они в конце концов и определяют наше биологически целесообразное взаимодействие со средой. Естественно поэтому ожидать, что и внимание наше должно прежде всего привлекаться биологически для нас важными предметами, которые так или иначе близко затрагивают наши основные, инстинктивные влечения.
Так именно дело и обстоит в действительности. Всё затрагивающее наши инстинктивные влечения, в зависимости от того, идет ли оно навстречу или наперекор им, вызывает у нас эмоции приятного или неприятного. И мы как раз
видим, что эмоциональная окраска является одной из главных причин, привлекающих к предметам наше внимание. читать дальше

Ю. Б. Гиппенрейтер "Психология внимания"

@темы: разделы психологии: общая психология, внимание

18:53 

Физиология эмоций

Р. Левинсон (Levinson, 1992) обнаружил, что отрицательные эмоции вызывают более сильные физиологические реакции, чем положительные, независимо от пола, возраста и культурной принадлежности.
По данным Н. М. Труновой (1975), отрицательная эмоциональная реакция может вызывать как увеличение частоты сердечных сокращений, так и снижение. Снижение этого показателя чаще всего наблюдается и при положительной эмоции, но менее значительное, чем при отрицательной эмоции. Однако понятия «более», «менее» весьма относительны и вряд ли могут служить надежным критерием для различения эмоциональных реакций разного знака. Кроме того, и КГР повышалась в эксперименте Н. М. Труновой как при отрицательных, так и при положительных переживаниях испытуемых.
читать дальше

"Эмоции и чувства"

@темы: эмоции, Физиология (основы)

Материалы по психологии

главная