Здравствуйте!

Это сообщество создано для того, чтобы делиться найденными материалами по психологии. Я буду размещать здесь материалы, которые дают мне мои преподаватели в университете. Надеюсь, что и Вы разместите то, что есть у Вас. Заранее благодарна.

Здесь действуют те же правила, что и на @дневниках.
Моя просьба: написание имени лектора в конце размещенных материалов и\или упоминание автора теории.
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
13:17 

Деятельность

Деятельность - процесс активного отношения человека к действительности, предметного воздействия на нее, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных целей.
В деятельности происходит удовлетворение потребностей человека и усвоение общественного опыта.
Деятельность - реализация себя в социальной среде. Она связана с самореализацией.
Человеческая деятельность отличается от животной тем, что человек что-то создает в ее ходе. Сознание человека возникает в деятельности.
читать дальше

Лектор: Набатникова Л. П.

@темы: разделы психологии: общая психология, деятельность

12:41 

Принципы психологической науки

1) Принцип системности.
2) Принцип единства сознания и деятельности.
3) Принцип развития.
4) Принцип детерминации.
5) Личностный принцип.

Принцип системности.
читать дальше

Принцип единства сознания и деятельности.
читать дальше

Принцип развития.
читать дальше

Принцип детерминизма.
читать дальше

Личностный принцип.
читать дальше

Набатникова Л. П.

@темы: разделы психологии: общая психология

12:53 

Ощущения (конспект по Гиппенрейтер)

Ощущение (по Вундту) - простейшие элементы сознания.
Каждое ощущение обладает рядом свойств или атрибутов:
1. качество;
2. интенсивность;
3. протяженность (длительность);
4. пространственная протяженность (не для всех).
читать дальше

Гиппенрейтер "введение в общую психологию"

@темы: ощущение, разделы психологии: общая психология

18:58 

Восприятие

Восприятие - отражение окружающей действительности в образах. Восприятие в отличие от ощущений складывается в жизненном опыте. Восприятием наделены человек и высшие животные. Ощущения находятся изначально в нас самих, а воспринимаемые образы возникают в результате объединения комплекса различных ощущений. Образ восприятия возникает на основе активности, направленной на исследование предмета.
Виды восприятия (по анализаторам):
1. зрительное;
2. слуховое;
3. осязательное.
читать дальше

Набатникова Л. П.

@темы: разделы психологии: общая психология, восприятие

19:11 

Межполушарная асимметрия мозга

князь Меньшиков
в поисках ламантина
Межполушарная асимметрия мозга (латерализация). Особенности мозга правшей и левшей. Правша: 70% населения планеты. Характеристики: левостороннее доминирование по дуговой длине полушария, более сложный рисунок извилин в левом полушарии(2го порядка), более густая капиллярная сеть в лобной области левого полушария, лучшее развитие коры в левой лобной доле, и в правой заднетеменной области. Левша:6-7%, Характерно: правостороннее доминирование по дуговой длине полушарии, менее сложный рисунок извилин и борозд, чем у правшей, лучшее кровоснабжение, в правой височно-теменно затылочной области. Амбидектстры:22%. Характерно:равное сочетание признаков и левшей и правшей. читать дальше

Лектор: Мoлоканова Ю.П.

@темы: Физиология ВНД

19:14 

Личность человека: определение понятия личность, личность и характер...

князь Меньшиков
в поисках ламантина
Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
читать дальше

Лектор: Губанов А.В.

@темы: разделы психологии: общая психология

19:32 

Внимание

Внимание (Добрынин) - направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте.
Виды внимания:
1) непроизвольное (спонтанное, зависит от внешней среды и актуальных потребностей человека);
2) произвольное - прижизненное образование (формируется в деятельности и сопровождается волевыми усилиями);
3) послепроизвольное (сохранение целенаправленности при отсутствии волевых усилий).
Все виды внимания переходят одно в другое (непроизвольное-произвольное-послепроизвольное).
читать дальше

Лектор: Набатникова Л. П.

@темы: внимание, разделы психологии: общая психология

20:05 

Воображение

Воображение - отражение действий в образах.
Продукты воображения индивидуальны, а само воображение присуще только человеку. Человечество не существует без воображения, так как культура и наука - результат воображения.
Воображение выводит человека за пределы сиюминутного существования и представляет будущее в мечтах и фантазиях. Воображение позволяет человеку ориентироваться в ситуации без непосредственного вмешательства практической деятельности. Оно помогает человеку, когда практическое действие невозможно, а также замещает "белые пятна", когда недостает информации от мышления.
Воображение отличается от восприятия тем, что образы восприятия всегда реальны, а образы воображения содержат элемент вымысла.
читать дальше

Лектор: Набатникова Л. П.

@темы: разделы психологии: общая психология

11:35 

Мышление

Мышление - особый вид познавательной деятельности, прижизненная способность к решению задач и целесообразному преобразованию действительности.
А. Н. Леонтьев подчеркивал произвольный характер высших форм человеческого мышления, их развития под влиянием опыта и культуры. Мышление не существует вне общества, отдельный человек становится субъектом мышления, если овладевает языком, понятиями и логикой. Мышление связано с поиском нового, оно отличается от чувственных процессов познания тем, что отражение происходит на уровне закономерностей и явлений, которые в чувственном познании не даны. Мышление всегда связано с проблемной ситуацией, оно активизируется, если субъект испытывает трудность, которая не может быть разрешена с опорой на прежний опыт, когда в памяти нет ответа на поставленный вопрос.
читать дальше

Лектор: Набатникова Л. П.

@темы: разделы психологии: общая психология, мышление

11:38 


Приветствую вас в этом сообществе. Я рада, что вы им заинтересовались. Добро пожаловать, господа=)

@темы: приветственное

11:55 

Свойства внимания

1. Устойчивость - способность сохранять внимание на объекте.
Причины устойчивости:
читать дальше

Лектор: Набатникова Л. П.

@темы: внимание, разделы психологии: общая психология

17:29 

Критерии психического

Психическое отражение связано с появлением нервных клеток, т. е. способностью реагировать на биологически значимые воздействия.
Объективный критерий психики – способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые являются сигналами биологически значимых объектов.
Адаптивное значение психики: закрепляется все то, что биологически полезно.
Способы приспособления живых организмов:
1) Путем изменения строения, функционирования органов (общий для растений и животных);
2) Путем изменения поведения без изменения организации.

@темы: психика, разделы психологии: общая психология

17:30 

Различия в психике человека и животных

1) Животные приспосабливаются к окружающей среде, человек ее изменяет.
2) Человек создает предметы и орудия труда, посредством которых воздействует на действительность. Предметный мир человека богат.
3) Человек имеет знаковые системы, которые опосредуют его деятельность и взаимодействие. Язык животных лишен предметности и опосредованной функции.
4) Передача опыта качественно различна. У животных опыт передается генетически, у человека – через знаковую систему.
5) Жизнедеятельность характерна для животных, деятельность – для человека. Деятельность человека социально обусловлена. Труд, как специфическая деятельность по созданию материальной и духовной культуры, характерен только для человека.

@темы: психика, разделы психологии: общая психология

17:35 

О клинической психологии

Клиническая психология – область психологической науки, в рамках которой изучаются особенности психических процессов, свойств и состояний, определяющие возникновение, течение и преодоление недугов и влияющие на повышение адаптационных возможностей организма, гармонизацию его психического развития в связи с предупреждением заболеваний и укреплением здоровья.
Другие определения:
читать дальше

Лектор: Рощина И. Ф.

@темы: разделы психологии: клиническая психология

17:38 

Патопсихология как раздел клинической психологии

Предмет патологической психологии: «...изучение ненормальных проявлений психической сферы, поскольку они освещают задачи психологии нормальных лиц»
Основными принципами патопсихологического исследования в школе В. М. Бехтерева были:
- качественный анализ расстройства психики,
- использование комплекса методик,
- личностный подход,
- соотнесение результатов исследования с данными здоровых лиц,
- наблюдение за испытуемым по ходу эксперимента,
- учет особенностей поведения больного вне экспериментальной ситуации,
- сочетание различных экспериментальных методик для исследования одних и тех же патологических явлений.
Возникла на стыке психологии и психиатрии в конце ХIХ века.
Патопсихология – наука о закономерностях нарушений структуры психических процессов и свойств личности при разных патологических состояниях и аномалиях развития.
Санкт-Петербургская школа: В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев, М.М.Кабанов, Б.Д.Карвасарский и др.
Московская школа: С.С.Корсаков, Л.С.Выготский, Б.В.Зейгарник, С.Я.Рубинштейн, Ю.Ф.Поляков, Б.С.Братусь и др.

Лектор: Рощина И. Ф.

@темы: разделы психологии: клиническая психология, патопсихология

10:39 

Эмоции

Эмоции – переживания, возникающие у человека в связи с общим состоянием организма и процессом удовлетворения актуальных потребностей.
Эмоция оценивает ситуацию и вносит вклад в психологическое разрешение этой ситуации (позиция Василюка).
Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Функции эмоций:
1) Коммуникативная и экспрессивная функция – обеспечение лучшего понимания.
2) Оценочная функция – эмоции сигнализируют о возможном результате события. Человек оценивает степень полезности или вредности события.
3) Регулирующая – на основе эмоциональных оценок человек выбирает способы поведения.
4) Мобилизующая – эмоции повышают тонус организма и положительно влияют на результаты деятельности.
Физиологическая основа эмоций:
Эмоции возникают в результате взаимодействия подкорковых центров и коры. В подкорковых узлах расположены структуры нервной системы. Они обеспечивают связь внутренних компонентов эмоций и их периферические проявления. В гипоталамусе локализованы центры удовольствия и неудовольствия, которые сформированы в процессе филогенеза, обеспечивают возникновение эмоций на уровне врожденных механизмов.
У человека развиваются высшие эмоции, регулируемые на уровне коры больших полушарий. Значимость внешних воздействий анализируется корой, что обеспечивает адекватность эмоциональных проявлений.
У человека эмоции проявляются и формируются в условиях социализации и воспитания. Растительные и лекарственные препараты могут оказывать возбуждающее или успокаивающее действие на нервные центры, отвечающие за проявление эмоций.

Лектор: Набатникова Л. П.

@темы: разделы психологии: общая психология, эмоции

10:49 

Операционная теория Ж. Пиаже

Операция - внутреннее действие, продукт преобразования внешнего предметного действия, скоординирования с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость.
Стадии онтогенеза мышления:
1. Сенсорно-моторный интеллект (0-2 г.) - развитие способности воспринимать и познавать окружающие предметы в их устойчивых свойствах.
2. Операциональное мышление (2-7 л.) - формирование речи, наглядного представления, активная интериоризация внешних действий с предметами.
3. Конкретные операции с предметами (7-12 л.) - умственные операции становятся обратимыми: для каждой операции существует симметричная и противоположная операция.
4. Формальные операции (12-14(15) л.) - выполнение операций в уме, использование понятий и логических рассуждений.

Лектор: Набатникова Л. П.

@темы: мышление, разделы психологии: общая психология

11:13 

Речь

С возникновением речи появляются новые формы закрепления и передачи опыта. Индивидуальный опыт каждого человека, закрепленный в письменной речи, может стать предметом осознавания других людей, т. е. опыт не исчезает с уходом из жизни человека. Исторические события, закрепленные в письменной речи, образуют связь между различными историческими периодами, таким образом единое историческое пространство.
В письменной речи — обобщение общечеловеческого и индивидуального опыта.
Речь — средство общения, управления поведением других людей и собственным. Внутренняя речь — средство мышления.
Язык — глобальная система знаков, существующая объективно. Дан человеку, как задача, которую следует усвоить.
Речь — индивидуальное использование языка, она наполнена субъективны смыслами и значимостями. В речи отражаются психологические особенности конкретного человека, особенности возрастной группы или социального слоя, а так же профессиональные особенности. По речевым особенностям можно идентифицировать личность.
Связующее звено между языком и речью — значение слова.
Слова-понятия — неотъемлемая часть речи, структурный компонент. В понятии отражена сущность сходных предметов или явлений. Зная понятие, человек может отнести неизвестный ему предмет к определенному классу.

Лектор: Набатникова Л. П.

@темы: разделы психологии: общая психология, речь

11:56 

Соотношение мышления и речи в теории Выготского

Знак - материальный, отражаемый феном, познаваемый, как заменитель (символ) явления (феномена). Используется для приема, хранения и преобразования информации об основном феномене.
Начало развития мысли и слова - предыстория мышления и речи. В этот момент не обнаруживается определенных отношений между генетическими корнями мысли и слова. Т. о. отношения между мыслью и словом не являются изначально данной величиной (взаимосвязью). Эти отношения возникают и складываются в процессе исторического развития исторического сознания.
читать дальше

Лектор: Набатникова Л. П.

@темы: мышление, разделы психологии: общая психология, речь

11:40 

Эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К этой форме насилия относятся:
1.угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;
2. лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;
3. предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
4. однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
5. преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
6. вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием.
читать дальше


@темы: насилие, родители/дети

Материалы по психологии

главная